FULL METALL ALCHEMIST
FMA Town | Что такое алхимия? - FMA club | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Странник | RSS
FMA Forum
[Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
FMA club » Full Metal Alchemist » Real Alchemy » Что такое алхимия?
Что такое алхимия?
Moon_ChildДата: Четверг, 2007.04.19, 11.40 AM | Сообщение # 1
Gackt Fan
Группа: Администраторы
Сообщений: 527
Репутация: 11
Статус: Not in FMA Town
Алхи́мия (лат. alchimia, alchymia, от араб. خيمياء‎‎, предположительно от египетского «chemi» — черный, откуда также греческое название Египта, чернозёма и свинца — «черная земля»; другие возможные варианты: др.-греч. χυμος — «сок», «эссенция», «влага», «вкус», др.-греч. χυμα — «сплав (металлов)», «литье», «поток», др.-греч. χυμευσις — «смешивание», др.-греч. Χιμαιρα — «Химера») — общее название существующих в различных культурах систем трансформации человека, основанных на метафоре химических превращений и использующих химические соединения, а также сопутствующих этим системам и возникших, вероятно, в результате их вульгаризации попыток получения драгоценных металлов, снадобий, философского камня, универсального растворителя, питьевого золота и других якобы обладающих чудесными свойствами веществ. В алхимии человек или его отдельные компоненты (сознание, дух, душа, тело, отдельные энергии и т. п.) рассматриваются как обладающие определенными химическими и физическими свойствами субстанции, и с ними производятся некоторые операции, описываемые на языке химических превращений. Параллельно основной — химической — метафоре часто развиваются другие символические ряды; особенно богата в этом отношении европейская алхимия. Все без исключения алхимические учения отличаются таинственностью и секретностью, что в ходе истории часто давало повод к их превратному пониманию.

Представление об алхимии как «примитивной химии», сложившееся в науке к концу XIX в., было полностью пересмотрено в XX в. В исследованиях различных алхимических традиций алхимические системы трансформации человеческого существа часто обозначают как «внутреннюю алхимию», а практики получения различных веществ — как «внешнюю алхимию» (термины происходят из китайской алхимии — перевод «нэй дань» и «вэй дань» соответственно). В действительности, ни одна из «внешних алхимий» не является цельной самостоятельной системой. Все они представляют собой лишь смесь неправильно понятых и деградировавших методик из соответствующих «внутренних алхимий», дополненных некоторыми практическими химическими и фармакологическими знаниями. Последние в ходе истории служили основой первых чисто химических описаний. Представление о независимом существовании самостоятельных «внешнеалхимических» школ и тем более о происхождении «внутренней алхимии» из «внешней» не выдерживает критики ни для одной из традиций. «Внешняя» алхимии всегда является либо частью соответствующей «внутренней», либо вульгаризацией и ложной интерпретацией последней.

Реальные алхимические традиции, по всей видимости, сочетают внутреннюю работу с получением и приемом некоторых веществ. Как и все эзотерические знания, алхимия строится на постулате о подобии микрокосма и макрокосма.

Во всех алхимических традициях исключительную роль играет ртуть и ее сульфид — киноварь (HgS), которые порой даже дают название всей алхимической системе, как, например, «расаяна» (один из смыслов — «колесница ртути», «учение ртути») — индийская алхимическая традиция, «дань (цинь)» («(искусство) киновари») — китайская. В европейской алхимии слово, обозначающее ртуть, совпадает с именем покровителя алхимии — Меркурия (бога и планеты) и ее легендарного основателя (Гермеса Трисмегиста). Кроме того, используются сера, 6 традиционных металлов (свинец, железо, медь, олово, серебро, золото), соединения мышьяка (прежде всего аурипигмент и реальгар), сурьма, селитры, щелочи и некоторые другие неорганические соединения и органические соединения, в китайской, индийской и тибетской алхимии, кроме того, драгоценные камни и травы.

Во всех алхимических системах важное значение имеют идеи:

очистки и концентрации участвующих в работе веществ или вещества путем прокаливания, переплавки, амальгамирования, дистилляции;
священного брака, соития мужского и женского принципов, соединения противоположностей.
Последняя в европейской алхимии имеет форму «химической свадьбы», «королевского брака», соития брата и сестры, Солнца и Луны, Гермафродита и Салмакиды, самца и самки разных животных и т. д., в индийской — союза Шивы и Шакти, в китайской — соединения дракона и тигра или встречи Пастуха и Ткачихи (Небесной Девы). Для египетско-греко-арабско-европейской алхимической традиции крайне важную роль играет также идея смерти (обычно в форме убийства) и воскресения (воскрешения).

Ни одна из алхимических традиций не описана сколько-нибудь полно современной наукой. Исследования находятся в начальной стадии, более или менее достоверно реконструированы лишь отдельные фрагменты алхимических систем. Ведутся споры даже по основным вопросам. Это связано прежде всего с самим характером алхимических учений, имеющих сугубо практическую направленность и предусматривающих трансформацию самого алхимика. Основное открытие исследователей алхимических систем состоит в том, что последние не могут быть правильно поняты без практического прохождения всех их стадий самим исследователем. По самому своему устройству алхимические знания представляют собой чудесные волшебные миры, полные загадок и тайн.

Не ясно, насколько алхимические системы разных культур изоморфны друг другу и, в частности, насколько аналогичны их конечные результаты. Также остаются открытыми вопросы о генезе алхимических традиций, существовании единого их источника, взаимных связях и заимствованиях. Не вызывает сомнений генетическая связь внутри следующих групп:

платонизм, позднеантичный гностицизм, христианство, неоплатонизм, зорастризм, манихейство, каббала, суфизм, эллинистическая, египетско-эллинистическая, византийская, арабская и европейская алхимия;
практики сиддхаров — доарийского населения Индостана, индийская и буддийская тантра, индийская и тибетская алхимия;
даосизм, китайская алхимия и алхимические практики региона китайского культурного влияния – Япония, Корея, Индокитай.

Взято с http://ru.wikipedia.org


I`m sleeping away...
 
Crimson_AlchemistДата: Вторник, 2007.06.12, 10.37 AM | Сообщение # 2
Рядовой
Группа: Проходящий мимо
Сообщений: 67
Репутация: 2
Статус: Not in FMA Town
Алхимия
(позднелат. alchemia, alchimia, alchymia), своеобразное явление культуры, особенно широко распространённое в Западной Европе в эпоху позднего средневековья. Слово "А." производят от арабского аль-кимия, которое восходит к греческому chēméia, от chéō - лью, отливаю, что указывает на связь А. с искусством плавки и литья металлов, либо от Chemia - Египет, что связывает А. с местом, где возникло это искусство. Своей главной задачей алхимики считали превращение ("трансмутацию") неблагородных металлов в благородные с помощью воображаемого вещества - "философского камня". Возникновение и попытки осуществления этой задачи уходят в античность. Алхимический период (4-16 вв.) характеризуется не только распространением спекулятивной (умозрительной) и "опытной" А., но и одновременным развитием практической, ремесленной химии. Но было бы несправедливо приписывать последней всё приращение реальных химических знаний в алхимическом периоде; в каждой из отраслей А. можно усмотреть начатки положительных знаний. Из дошедших до нас алхимических текстов видно, что алхимикам принадлежит открытие или усовершенствование способов получения практически ценных соединений и смесей (минеральных и растительных красок, стекол, эмалей, металлических сплавов, кислот, щелочей, солей, лекарственных препаратов), а также создание или улучшение приёмов лабораторной работы (перегонка, возгонка, фильтрование), изобретение новых лабораторных приборов (например, печей для длительного нагревания, перегонных кубов). Иногда, правда очень редко, у алхимиков можно подметить как бы предвосхищение открытых позднее законов химии. Например, в трактате Р. Бэкона "Зеркало алхимии" видится неосознанное приближение к закону постоянства состава. Говоря о приготовлении "красного эликсира" из ртути и серы, Бэкон пишет: "...выбери вещество, содержащее чистую... ртуть, смешанную по определённому правилу равномерно и в должных пропорциях с серой...". У алхимиков имеются и умозрительные натурфилософские обобщения. Такова идея генезиса металлов, основанная на материальном единстве мира и принципиальной возможности взаимных превращений веществ, высказанная Бэконом, которая, впрочем, восходит к воззрениям арабов, видоизменивших, в свою очередь, взгляды Аристотеля на этот вопрос.

Территориальное распространение А. весьма широко: это - греко-египетская, арабская и западноевропейская устойчивые алхимические традиции. Достижения алхимиков Китая и Индии не оказали практического влияния на Запад. В России распространение А. было невелико.

Важнейшие успехи греко-египетской А. связаны с получением металлов из руд, приготовлением и обработкой металлических сплавов ("Лейденский папирус"); углублялись и расширялись знания химических процессов, свойственных различным ремёслам (перегонка, способы опробования, очистки и сплавления металлов, амальгамирование, стеклоделие, крашение и др.). Египетские алхимики открыли, в частности, нашатырь. Арабоязычной А. принадлежит создание первой рациональной фармации (Гебер, Авиценна, Абу ар-Рази и др.), хотя их вклад в собственно А. невелик. Как указывает персидский медик Абу Мансур (10 в.), при составлении лекарств арабы пользовались различными органическими веществами: тростниковым сахаром, кислотами растительного происхождения.

В распространении А. на Западе большую роль сыграли экономические, военные и политические связи с Востоком; арабо-греко-египетская традиция была весьма сильна. В период с 9 по 15 вв. европейская А. дала выдающихся мыслителей, оставивших заметный след в истории средневековой культуры. Среди них Раймунд Луллий (1235-1315) - "Завещание, излагающее в двух книгах всеобщее химическое искусство", Арнальдо де Виланова (1250-1313?) - "О ядах", Альберт Великий (около 1193-1280) - "О металлах и минералах", Фра Бонавентура (1214-1274), установивший факт растворения серебра в азотной кислоте и золота в царской водке, Роджер Бэкон (около 1214 - около 1292) - "Могущество алхимии", "Зеркало алхимии" - один из первых средневековых мыслителей, провозгласивший в качестве единственного критерия истинного знания прямой опыт.

Эмпирическая А. проложила путь прямому научному эксперименту, сознательно и целенаправленно поставленному. Собственно же алхимический подход к эксперименту был, в сущности, ложен, т. к. исходил из априорной уверенности в том, что "истина" - ключ к превращению металлов в золото или серебро - уже дана свыше, надо лишь выявить её путём магического ритуала и мистического откровения, по типу "Сезам, откройся! ".

История А., особенно западной, может быть включена в систему естественно-научных знаний средневековья. При этом должно критически отнестись к многочисленным рукописям алхимиков-шарлатанов, равно как и к свойственному средневековью схоластическому способу мышления, господству магии и мистики в науке, что отразилось и на языке А., и на её конечных результатах. Впрочем, невозможность "трансмутации" металлов выяснилась путём эксперимента, в ходе тщетных поисков только в 16 в., ко времени возникновения ятрохимии, которая вместе с прикладной (технической) химией к концу 18 - началу 19 вв. привела к становлению химии как науки. Искусственное получение золота или серебра было для науки того времени просто практической задачей. Исходная же теоретическая посылка А. - идея о единой природе вещества и всеобщей его превращаемости - едва ли может быть названа ложной.

Было бы неправильно считать, что А. является лишь зачаточной формой современной химии. В А. неразрывно соединились разнообразные проявления творческой деятельности средневекового человека. Там, где А. выступает как эксперимент, осложнённый магией, она пользуется методами рациональной науки, хотя и не вполне развитыми. Там же, где А. осознаёт себя искусством, на первый план выступает символическое мировидение. Так, рисованные символы алхимиков это не столько обозначения понятий, сколько аллегории, образы (например, обратимая химическая реакция обозначалась иногда в виде дракона, проглатывающего свой собственный хвост, семь металлов соотносились с семью планетами, ртуть и сера - с материнским и отцовским началами и т. п.).

В связи с этим "темнота речи" многих алхимических трактатов может быть понята и объяснена тем, что в них органически слились в нерасчленённом ещё виде естественнонаучное и художественное представления о мире (таковы алхимические стихи Дж. Чосера, 14 в.). Кроме того, деятельность алхимика - ещё и философско-теологическое творчество, причём такое, в котором проявлялись как языческие, так и христианские её истоки. Именно поэтому оказалось так, что там, где А. христианизирована (белая магия), этот род деятельности легализуется христианской идеологией. Там же, где А. выступает в своём дохристианском качестве (чёрная магия), она признаётся неофициальным, а потому запретным делом. Это во многом объясняет трагическую участь некоторых европейских алхимиков (например, Роджера Бэкона, Александра Сетона Космополита и др.). Таким образом, в европейской А. могли сочетаться теоретик-экспериментатор и практик-ремесленник, поэт и художник, схоласт и мистик, теолог и философ, маг-чернокнижник и правоверный христианин. Такой взгляд на А. позволяет понять её как явление, сосредоточившее в себе многие особенности средневекового мышления.


<Багряный Алхимик форума>
Пироман по жизни ^^
 
FMA club » Full Metal Alchemist » Real Alchemy » Что такое алхимия?
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Copyright Alchemist.ucoz.ru © 2006-2007